Зачем нужна мода
На протяжении всего периода своего существования мода, будучи языком, использовалась в качестве средства коммуникации. Общение с помощью этого очень своеобразного языка осуществляется на двух уровнях — открытом и скрытом. На самом деле, каждый человек вкладывает в одежду некий скрытый смысл, который можно было бы назвать личностным творческим началом. Этот уровень выражения позволяет человеку сообщать окружающим неоднозначную и допускающую различные толкования информацию: пример — эротизм небрежно развязанной шнуровки, жесткость сапог для верховой езды или провокационность металлических деталей одежды.
Зачем нужна мода
Если мы согласимся, что моду можно рассматривать в качестве коммуникативного языка, тогда следует подчеркнуть, что это чрезвычайно изощренный, в некотором смысле, вспомогательный язык, инструмент общения, который не заменяет собой сообщение, а помогает его сформулировать.
И если мы согласны с тем, что мода — не то же самое, что стиль, то нам следует также признать и вариативность ее общепризнанных кодов. Эти изменения происходят на различных уровнях, имеют — в основном, но не исключительно — визуальный характер и служат для пересмотра устаревших значений.
Мода в том смысле, в каком мы ее понимаем в нашей культуре, на самом деле и основывается на этой системе постоянно изменяющихся значений, кодов и ценностей. Дизайнеры прекрасно осознают данный факт и первыми замечают признаки нестабильности системы и тенденции, проникающие в общество.
Эта нестабильность, неопределенность и амбивалентность, описанная Фредом Дэвисом в его замечательной книге на соответствующую тему, и является движущей силой креативности, заставляющей ее перемещаться между противоположностями, такими как:
старый — молодой, мужчина — женщина, работа — игра, простота — сложность, откровенность — таинственность, свобода — скованность, конформизм — бунтарство, эротизм — невинность, недосказанность — преувеличение и т. д.
Поле, на котором разворачивается эта игра в изменения, очерчивается парами постоянно повторяющихся противоположных значений, и мода восхищает нас, играя на напряжении, возникающем между ними: противоречия, создающиеся при их столкновении, вызывают у нас трепет.
Мы можем устать от какого-то образа, но, когда одна из позабытых тем возвращается в моду, ее свежесть и новизна восстанавливаются, и мы снова готовы, казалось бы, бесконечно восхищаться ею.