История — Красота и мода
Женщины всех возрастов стремятся сохранить молодость, желают походить на признанные эталоны женской красоты и прикладывают все усилия для поддержания своего внешнего вида. Задаются ли они вопросом об истинном идеале красоты, соответствует ли он современной моде?
История Красоты и моды
Из истории мы знаем, что эстетика зародилась в эпоху античности.
Сократ, софисты, — яркие представители субъективного понимания. Они воспринимали красоту природную, доставляющую удовольствие по средствам зрения и слуха. Объективной, — рассматривали Платон и Аристотель, их красота предмета оценивалась правильностью, пропорциональностью и гармонией.
Красота… каждый понимает ее по-своему. Сколько кроется в этом слове энергии, силы, тепла. Однако, «…Что есть красота? – спрашивал поэт Н.Заболоцкий. За что ее обожествляют люди? Сосуд она в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?»
Красота водопада, ослепительных снежных гор и золотистых осенних лесов. Красота человека, обнимающего своего ребенка. Красота лиц, тела…одним словом это гармония, единство разнообразия.
Для древнегреческой философии красота объективна и соотносится, прежде всего, с космосом. Гераклит говорит о «прекраснейшем космосе» и его основах: гармонии, возникающей из борьбы противоположностей, порядке, симметрии. Фалес утверждает, что космос прекрасен как «произведение бога». Пифагорейцы усматривают красоту в числовой упорядоченности; Диоген — в мере; Демокрит – в равенстве.
Исходя из философских размышлений и математических расчетов, Леонардо да Винчи, выдвинул теорию, согласно которой рост и форма мужчины сводится к квадрату, ибо мужчина, распростерший руки крестом, имеет от конца среднего пальца одной руки до конца среднего пальца другой руки туже длину, как от нижнего края ступни до вершины головы. Эта фигура должна бы иметь высоту, по крайней мере девяти голов, то есть расстояние от нижней части подбородка до вершины головы взятое девять раз (у женщины — семь). Другие вписывали ее в правильный круг, проводя линии от детородных частей, которые они считают сосредоточением и серединой нашей фигуры, до окружности.
Подлинная красота: физически – интеллектуально здоровый человек. Чернышевский Н.Г. выделял три типа женской красоты: идеал сельской красавицы ассоциировал с крепким телосложением, широкой костью, длинной косой, цветущим здоровьем, густым румянцем на лице. Купеческая красавица олицетворяла собой образ тучной, дородной, пышнотелой девушки. Светская особа воплощала в себе миниатюрность, хрупкость, рафинированность, она должна была иметь бледное лицо, обладать выразительными томными глазами, проницательным быстрым умом.
«Кажется, что человек одетый по моде, принадлежит к знати и вращается в хорошем обществе». (Томас Рид)
Мода, — самое правдивое зеркало, отражающее через костюм человеческую сущность той или иной эпохи. Modus – мера, правило. Мода — непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни и культуры. В узком смысле – смена форм и образцов одежды, а также быстро переходящая популярность.
Идеал красоты в истории моды:
- Древняя Греция: молодой воин, атлет с великолепно сформированным телом
- Средние века: в силу давления религии над обществом тело считалось грехом
- Возрождение: Вновь обращение к человеку. Ориентир на чувства, мысли, способности
- Просвещение: Эталоном прекрасного стала природа, очищающая и вдохновляющая человека
Мода обладает целостным, смысловым качеством – эстетической ценностью. Изначально ее задачей заключалось несение красоты. Но в современном обществе мода приобрела экономические ценности. В силу демократизации она стала опираться на узкий социальный слой, а в силу присоединения моды к промышленному производству — уровнялась ее доступность.
Именно здесь произошел разрыв между модой и красотой.
Пожалуй, к основным характеристикам моды можно отнести ее реакцию на события в жизни народа, на смену взглядов. Она словно диктатор, устанавливающий свои правила относительно того что следует одевать, какие цвета использовать, как сидеть, лежать, танцевать и веселиться. Снова и снова утверждает окончательный идеал красоты.
Мода, словно бабочка,- ее жизнь скоротечна и мимолетна.
В выполнении главной задачи, стоящей перед каждым человеком, — стать «архитектором своей собственной жизни и счастья», опасно отводить моде то место, на которое она постоянно претендует. Она слишком опирается на силу «мнения» и мало считается с достоинством личности. Предписываемая ею мера оценки вещей и поступков далеко не всегда совпадает с нормами добра и красоты.
«Издавна французам ставили в упрек легкомыслие, а так же тщеславие и стремление нравиться. Но именно благодаря этому стремлению нравиться они достигли высшей тонкости светского обхождения и тем самым с особым успехом взвились над грубым себялюбием первобытного человека. Ибо это обхождение состоит как раз в том, чтобы за своими интересами не забыть другого человека»
Гегель