Духи первые духи последние
Нет, речь пойдет вовсе не о первом и последнем флаконе в вашей коллекции духов. Речь пойдет о краеугольных камнях парфюмерии, если угодно о ее эволюции. А именно, о духах цветочных и новейших анти-духах, использующих ароматы, далекие от традиционных благовоний.
Из истории
Первая парфюмерия производилась на основе растений. Дистилляционные системы Востока создавали душистые воды, пока в XVI веке не появилась современная форма духов – духи на спиртовой основе.
И кто бы ни смешивал ароматные эссенции: флорентийские монахи, парижские перчаточники, кёльнские аптекари, – все смеси воспроизводили мир природы. Мужчины предпочитали лаванду и бергамот, дамы – розы и фиалки. Именно от этих цветочных духов, как от буржуазной прихоти, в свое время отвернулась Габриель Шанель, подарившая миру первый «искусственный», альдегидный аромат.
Духи первые духи последние
Цветочные духи бывают разных направлений. Есть «солифлоры» – в них доминирует один цветок-«солист», они легки и естественны. В то же время в них присутствует что-то трогательное и старомодное, в отличие от винтажной стати шипров. Их носительница превращается в девушку-ландыш, девушку-розу.
Особенной популярностью среди «солифлоров» пользуются фиалка, роза, ландыш, сирень, гардения, мимоза, жасмин, тубероза и гвоздика. Натуральные экстракты этих цветов, в частности розы и ириса, являются ценнейшими парфюмерными ингредиентами. Помимо чистых ароматов одного цветка, существуют ирисовые, фиалковые и розовые духи, в которых аромат одного цветка обыгран во всех этапах, от «головной» до «базисной» ноты. Часто и такие духи называют «солифлорами», так как в мире не существует единой стандартной системы категорий духов.
Помимо «солифлоров» существует семейство цветочных духов, составленных из различных ароматов, которым иногда дают вполне «солифлорные» названия.
Прелесть «солифлора» заключается в умении парфюмера выявить богатство оттенков аромата одного цветка. Розовый «солифлор» может расцветать прелестью юного белого бутона, переливаться бархатистой мягкостью зрелых дамасских роз и завершаться терпкой ноткой розовых листьев – фантазии практически нет границ!
На рубеже предыдущего столетия фантазия дизайнеров совершенно «разгулялась». Дизайнер из Японии Рей Кабакубо (Comme des Garcons) пошла на анти-гламурный бунт – в 1998 году на рынок поступил парфюм-радикал Odeur 53. Созданное из 53-х компонентов нечто «благоухает» жженой резиной и лаком для ногтей! За этим опусом следует Odeur 71 – тление пыли на раскаленной лампочке, а позднее, после вполне нормальных ароматов – коллекция под названием Synthetik Series с духами, пахнущими химчисткой или асфальтом.
Не так давно вышел новый аромат дома Comme des Garcons – духи, объединившие гармонию и силу, черное и белое, подходящие и мужчинам, и женщинам – Comme Des Garcons 2.
В составе духов смола с запахом кожи, животные экстракты мускуса и амбры – запах страсти, чувственности, навязчивости! «Ольфакторный экстрим» – не единственная ипостась городских парфюмов.
Например Clean Parfums родился из находки Ренди Шиндер, пытавшейся воспроизвести аромат свежевыстиранного белья. Скажем прямо, не Guerlain и не Chanel. Хотя именно мадам Шанель открыла миру альдегидные, «мыльные» запахи.
Так или иначе, современные парфюмерные трактовки окружающей среды значительно отличаются от творений великих «носов». Новые веяния анти-парфюмов еще не подверглись строгой систематизации, зато ими всегда можно эпатировать самую просвещенную публику!